Е. Фишов
Преподаватель Николаевского государственного музыкального училища,
Статья к 70-летию НГМУ / газета « Ленiнське плем'я » , 26 ноября, 1970г.
Они были первыми
В этом году исполняется 70 лет со дня основания
Николаевского государственного музыкального училища
В один из морозных февральских дней 1886 года на центральных улицах Николаева появились большие и красочные афиши. Сильный снегопад и ветер в течение целого дня не располагали к прогулкам и остановкам для чтения : люди спешили укрыться от непогоды. И первооткрывателями афиш стали вездесущие мальчишки и молодые влюблённые. Им были не страшны ни снег , ни ветер. Они и рассказывали своим родным, друзьям и знакомым о предстоящей новинке в музыкальном мире Николаева.
Дирекция « Николаевского музыкального кружка » объявляла о готовящемся цикле абонементных концертов. Программы концертов обещали быть интересными. В них николаевцы познакомятся с произведениями Баха и Моцарта, Бетховена и Мендельсона, Глинки и Даргомыжского, Римского –Корсакова и Чайковского…
Среди исполнителей – скрипачи и пианисты, виолончелисты и вокалисты, инструментальный квартет, хор и оркестр. И всё это в городе, где где всего лишь несколько лет тому назад поборники музыкального просвещения, воодушевлённые передовыми идеями эпохи "бури и натиска" могли собрать лишь небольшую группу «любителей хорового пения» , которые и начали в нашем городе пропагандировать музыку. Это было в далёком 1874 году.
Среди объединившихся тогда николаевских любителей музыки были, в основном, молодые офицеры флота и представители городской интеллигенции,желающие от всего сердца содействовать делу распространения музыкальной культуры. Душой этой группы любителей музыки общительный и высококультурный офицер, лейтенант флота Константин Ирецкий . Брат известной русской певицы, профессора Петербургской консерватории Н.А. Ирецкой и соученик и товарищ (по учёбе в морском корпусе) великого русского композитора Римского-Корсакова, Ирецкий был человеком передовых взглядов и горячим поклонником «Новой русской музыкальной школы». Он обладал красивым голосом, был знаком с хоровым дирижированием и неплохо играл на фортепиано. Музицируя в кругу своих друзей и знакомых, он увлекал многих из них своей искренней преданностью и любовью к искусству. Друзьями и помощниками Ирецкого были офицеры Николай Тумило-Денисович, Николай Окулич- Казарин, Алексей Паршин и городские музыканты и любители музыки Элеонора Милевская, Анна Патенко, Александр Филиппович, Михаил Натанзон и другие. Все они были хорошо знакомы с музыкой,
а Элеонора Милевская была высококвалифицированной пианисткой, ученицей известного профессора А.Тедеско, чешского музыканта, много лет проработавшего в Одессе. Эти энтузиасты музыкального просвещения с радостью передавали свои знания желающим петь в хоре и принимать участие в концертах. А таких находилось много. Они были среди офицеров и матросов, среди педагогов и учащихся гимназий и реального училища, среди рабочих и интеллигенции. А для участия в хоровых собраниях приглашались все любители музыкального искусства.
Николаевцы 70-х годов прошлого века не были избалованы изобилием музыкальных впечатлений.
Деятельность концертных организаций РМО только начиналась. Правда, в городе был замечательный коллектив - духовой оркестр и певческий хор "портовой музыки", один из старейших музыкальных коллективов русского флота, который любили и которым гордились николаевцы, но для растущих культурных запросов города этого уже было недостаточно. И стремясь разнообразить музыкальную жизнь города, николаевские энтузиасты в 1874 году организовали «Товарищество любителей хорового пения». Ряды этого общества довольно быстро разрастались и уже в 1877 году Ирецкий, Милевская и их друзья создают «Николаевский музыкальный кружок любителей». Задачи и цели "кружка" были уже значительно шире тех, что только недавно ставили перед собой учредители "Общества любителей". Устав "кружка", разработанный Ирецким, Милевской и их друзьями ( под непосредственным влиянием Устава РМО) ставил своей целью : " Соединить по возможности все местные музыкальные силы для совместного исполнения музыкальных произведений и ознакомить Общество с произведениями различных композиторов". Следует отметить также, что Устав "кружка" ставил перед своими членами не только задачу пропаганды музыки, но и обучения музыкой членов "кружка". Один из параграфов Устава гласил: " Каждый член-исполнитель обязан подчиняться требованиям директоров и дирижёров касательно музыкальных занятий в кружке, а равно разучивать те партии, которые ему будут назначены директорами или дирижёрами". Ирецкий, Милевская и их друзья проявляли огромную энергию, и инициативу в деле организации работы кружка. Почти каждое мероприятие, проводимое кружком, давалось с большим трудом по многим причинам : кружок не имел своего помещения, иногда ему оказывали приют в морском собрании Пражского полка, не хватало квалифицированных исполнителей, членам кружка – учащимся учебных заведений – было запрещено принимать участие в концертах и т.п.
Но лейтенант Ирецкий- первый председатель " Николаевского музыкального кружка любителей" проявлял такую настойчивость и оперативность, а подчас и такую находчивость при решении стоящих перед "кружком" вопросов, что многие, казалось бы непреодолимые трудности, отступали. А когда все обычные поиски путей для преодоления преград оказывались исчерпанными, а вопрос всё же оставался нерешённым, Ирецкий обращался за помощью к Николаевскому военному губернатору и командиру Черноморского флота адмиралу Манганари М.П. и польщённый учтивостью и обходительностью лейтенанта и обезоруженный его смелостью и находчивостью, адмирал сдавался и зачастую содействовал его просьбам. Так, в одном из прошений к адмиралу, Ирецкий писал: " От имени кружка любителей музыки имею честь просить Вас, Ваше Высокопревосходительство, о разрешении ученику
6 класса здешнего реального училища Иванову и другим, талантливым по музыкальной части, и в то же время отличным по успеваемости в науках, ученикам 6 и 7 классов здешних гимназий, участвовать в концертах кружка и тогда кружок будет иметь возможность привлечь к себе лучшие молодые силы и тем оказать более солидную пользу благотворительными концертами, даваемыми между прочим и в пользу общества, и содействие лицам, стремящимся к образованию".
Работа кружка с каждым годом улучшалась: увеличивалось количество концертов, разнообразилось их содержание. Уже в восьмидесятые годы в концертах «Музыкального кружка» принимали участие вокалисты и инструменталисты, камерные ансамбли, струнный квартет, хор и оркестры. Непременными участниками большинства концертов были Ирецкий и Милевская. Ирецкий дирижировал хором и выступал в качестве певца-солиста. Милевская аккомпанировала хору, певцам и инструменталистам и часто сама выступала в качестве солистки-пианистки.
Побывавший в 1881 году в Николаеве Римский -Корсаков, очень тепло отозвался об Ирецком. Если при этом учесть сдержанность и скупость на похвалу, характерные для этого выдающегося музыканта, то несомненно отзыв его об Ирецком следует оценить очень высоко. В письме из Николаева Римский-Корсаков писал в связи с предстоящим концертом под его управлением : « Вчера был у Ирецкого вечером. Он милый человек и любитель музыки, которую он пропагандирует, устраивая любительские хоры. Он сам поёт довольно безыскусственно , но толково и порядочно ноты читает. Ирецкий взялся мне помогать при разучке хора певчих для концерта, и сам будет петь в хоре».
В 1887 году Ирецкий был переведён по службе из Николаева. Сведения о дальнейшей его судьбе почти отсутствуют. Известно только, что в 90-е годы прошлого века он жил и работал в Баку. И там он тоже принимал активное участие в музыкальных делах. Он был одним из организаторов бакинского отделения РМО и в 1901 году стал первым его председателем.
После отъезда из Николаева Ирецкого, музыкальный кружок возглавила Милевская. Она оказалась достойной его преемницей. За эти годы её председательства музыкальный кружок перерос в Николаевское отделение Русского музыкального общества с музыкальными классами (музыкальной школой). Это было в 1892 году. За плечами Милевской оставались многие годы напряжённого труда.
Казалось бы, что оглядываясь на путь, пройденный ею во главе "музыкального кружка", Милевская могла быть довольна результатами своей деятельности. В отделение РМО и музыкальные классы пришли новые люди. Среди них было много хороших и способных молодых музыкантов. Они могли и должны были продолжить дело, начатое их предшественниками, но Элеонора Михайловна испытывала чувство неудовлетворённости. Она хотела поскорее увидеть в Николаеве музыкальное училище и продолжала активно способствовать его учреждению.
Тяжёлая болезнь сердца часто приковывала её к постели, но оправившись после болезни, она продолжала с новой энергией свою активную деятельность. В 1899 году она ушла с поста Председателя дирекции Николаевского отделения РМО, но продолжала быть в числе тех активных общественных деятелей, которые добивались и добились в 1900 году преобразования музыкальных классов в Николаевское музыкальное училище. Исключительно плодотворная музыкальная и общественная деятельность Милевской была oтмечена руководством РМО , и она единственная из николаевских музыкантов (дореволюционного периода), после открытия музыкального училища была удостоена высокого звания – пожизненного члена Николаевского отделения РМО.
На долгом и подчас трудном пути, который суждено было пройти Николаевским музыкантам бывали радости и немалые огорчения. На этом пути встречались и работали музыканты разных поколений и разных масштабов творческих устремлений. Но мы с особой теплотой вспоминаем тех из них, кто первыми (в нашем городе) начали этот нелёгкий, полный неведомых исканий и творческих волнений путь, не страшась ни трудностей , ни расстояний, которые предстояло пройти по дорогам
всем нам близкого и бесконечно дорогого музыкального искусства.
Сентябрь 1970 года.
Преподаватель Николаевского государственного музыкального училища,
Статья к 70-летию НГМУ / газета « Ленiнське плем'я » , 26 ноября, 1970г.
Они были первыми
В этом году исполняется 70 лет со дня основания
Николаевского государственного музыкального училища
В один из морозных февральских дней 1886 года на центральных улицах Николаева появились большие и красочные афиши. Сильный снегопад и ветер в течение целого дня не располагали к прогулкам и остановкам для чтения : люди спешили укрыться от непогоды. И первооткрывателями афиш стали вездесущие мальчишки и молодые влюблённые. Им были не страшны ни снег , ни ветер. Они и рассказывали своим родным, друзьям и знакомым о предстоящей новинке в музыкальном мире Николаева.
Дирекция « Николаевского музыкального кружка » объявляла о готовящемся цикле абонементных концертов. Программы концертов обещали быть интересными. В них николаевцы познакомятся с произведениями Баха и Моцарта, Бетховена и Мендельсона, Глинки и Даргомыжского, Римского –Корсакова и Чайковского…
Среди исполнителей – скрипачи и пианисты, виолончелисты и вокалисты, инструментальный квартет, хор и оркестр. И всё это в городе, где где всего лишь несколько лет тому назад поборники музыкального просвещения, воодушевлённые передовыми идеями эпохи "бури и натиска" могли собрать лишь небольшую группу «любителей хорового пения» , которые и начали в нашем городе пропагандировать музыку. Это было в далёком 1874 году.
Среди объединившихся тогда николаевских любителей музыки были, в основном, молодые офицеры флота и представители городской интеллигенции,желающие от всего сердца содействовать делу распространения музыкальной культуры. Душой этой группы любителей музыки общительный и высококультурный офицер, лейтенант флота Константин Ирецкий . Брат известной русской певицы, профессора Петербургской консерватории Н.А. Ирецкой и соученик и товарищ (по учёбе в морском корпусе) великого русского композитора Римского-Корсакова, Ирецкий был человеком передовых взглядов и горячим поклонником «Новой русской музыкальной школы». Он обладал красивым голосом, был знаком с хоровым дирижированием и неплохо играл на фортепиано. Музицируя в кругу своих друзей и знакомых, он увлекал многих из них своей искренней преданностью и любовью к искусству. Друзьями и помощниками Ирецкого были офицеры Николай Тумило-Денисович, Николай Окулич- Казарин, Алексей Паршин и городские музыканты и любители музыки Элеонора Милевская, Анна Патенко, Александр Филиппович, Михаил Натанзон и другие. Все они были хорошо знакомы с музыкой,
а Элеонора Милевская была высококвалифицированной пианисткой, ученицей известного профессора А.Тедеско, чешского музыканта, много лет проработавшего в Одессе. Эти энтузиасты музыкального просвещения с радостью передавали свои знания желающим петь в хоре и принимать участие в концертах. А таких находилось много. Они были среди офицеров и матросов, среди педагогов и учащихся гимназий и реального училища, среди рабочих и интеллигенции. А для участия в хоровых собраниях приглашались все любители музыкального искусства.
Николаевцы 70-х годов прошлого века не были избалованы изобилием музыкальных впечатлений.
Деятельность концертных организаций РМО только начиналась. Правда, в городе был замечательный коллектив - духовой оркестр и певческий хор "портовой музыки", один из старейших музыкальных коллективов русского флота, который любили и которым гордились николаевцы, но для растущих культурных запросов города этого уже было недостаточно. И стремясь разнообразить музыкальную жизнь города, николаевские энтузиасты в 1874 году организовали «Товарищество любителей хорового пения». Ряды этого общества довольно быстро разрастались и уже в 1877 году Ирецкий, Милевская и их друзья создают «Николаевский музыкальный кружок любителей». Задачи и цели "кружка" были уже значительно шире тех, что только недавно ставили перед собой учредители "Общества любителей". Устав "кружка", разработанный Ирецким, Милевской и их друзьями ( под непосредственным влиянием Устава РМО) ставил своей целью : " Соединить по возможности все местные музыкальные силы для совместного исполнения музыкальных произведений и ознакомить Общество с произведениями различных композиторов". Следует отметить также, что Устав "кружка" ставил перед своими членами не только задачу пропаганды музыки, но и обучения музыкой членов "кружка". Один из параграфов Устава гласил: " Каждый член-исполнитель обязан подчиняться требованиям директоров и дирижёров касательно музыкальных занятий в кружке, а равно разучивать те партии, которые ему будут назначены директорами или дирижёрами". Ирецкий, Милевская и их друзья проявляли огромную энергию, и инициативу в деле организации работы кружка. Почти каждое мероприятие, проводимое кружком, давалось с большим трудом по многим причинам : кружок не имел своего помещения, иногда ему оказывали приют в морском собрании Пражского полка, не хватало квалифицированных исполнителей, членам кружка – учащимся учебных заведений – было запрещено принимать участие в концертах и т.п.
Но лейтенант Ирецкий- первый председатель " Николаевского музыкального кружка любителей" проявлял такую настойчивость и оперативность, а подчас и такую находчивость при решении стоящих перед "кружком" вопросов, что многие, казалось бы непреодолимые трудности, отступали. А когда все обычные поиски путей для преодоления преград оказывались исчерпанными, а вопрос всё же оставался нерешённым, Ирецкий обращался за помощью к Николаевскому военному губернатору и командиру Черноморского флота адмиралу Манганари М.П. и польщённый учтивостью и обходительностью лейтенанта и обезоруженный его смелостью и находчивостью, адмирал сдавался и зачастую содействовал его просьбам. Так, в одном из прошений к адмиралу, Ирецкий писал: " От имени кружка любителей музыки имею честь просить Вас, Ваше Высокопревосходительство, о разрешении ученику
6 класса здешнего реального училища Иванову и другим, талантливым по музыкальной части, и в то же время отличным по успеваемости в науках, ученикам 6 и 7 классов здешних гимназий, участвовать в концертах кружка и тогда кружок будет иметь возможность привлечь к себе лучшие молодые силы и тем оказать более солидную пользу благотворительными концертами, даваемыми между прочим и в пользу общества, и содействие лицам, стремящимся к образованию".
Работа кружка с каждым годом улучшалась: увеличивалось количество концертов, разнообразилось их содержание. Уже в восьмидесятые годы в концертах «Музыкального кружка» принимали участие вокалисты и инструменталисты, камерные ансамбли, струнный квартет, хор и оркестры. Непременными участниками большинства концертов были Ирецкий и Милевская. Ирецкий дирижировал хором и выступал в качестве певца-солиста. Милевская аккомпанировала хору, певцам и инструменталистам и часто сама выступала в качестве солистки-пианистки.
Побывавший в 1881 году в Николаеве Римский -Корсаков, очень тепло отозвался об Ирецком. Если при этом учесть сдержанность и скупость на похвалу, характерные для этого выдающегося музыканта, то несомненно отзыв его об Ирецком следует оценить очень высоко. В письме из Николаева Римский-Корсаков писал в связи с предстоящим концертом под его управлением : « Вчера был у Ирецкого вечером. Он милый человек и любитель музыки, которую он пропагандирует, устраивая любительские хоры. Он сам поёт довольно безыскусственно , но толково и порядочно ноты читает. Ирецкий взялся мне помогать при разучке хора певчих для концерта, и сам будет петь в хоре».
В 1887 году Ирецкий был переведён по службе из Николаева. Сведения о дальнейшей его судьбе почти отсутствуют. Известно только, что в 90-е годы прошлого века он жил и работал в Баку. И там он тоже принимал активное участие в музыкальных делах. Он был одним из организаторов бакинского отделения РМО и в 1901 году стал первым его председателем.
После отъезда из Николаева Ирецкого, музыкальный кружок возглавила Милевская. Она оказалась достойной его преемницей. За эти годы её председательства музыкальный кружок перерос в Николаевское отделение Русского музыкального общества с музыкальными классами (музыкальной школой). Это было в 1892 году. За плечами Милевской оставались многие годы напряжённого труда.
Казалось бы, что оглядываясь на путь, пройденный ею во главе "музыкального кружка", Милевская могла быть довольна результатами своей деятельности. В отделение РМО и музыкальные классы пришли новые люди. Среди них было много хороших и способных молодых музыкантов. Они могли и должны были продолжить дело, начатое их предшественниками, но Элеонора Михайловна испытывала чувство неудовлетворённости. Она хотела поскорее увидеть в Николаеве музыкальное училище и продолжала активно способствовать его учреждению.
Тяжёлая болезнь сердца часто приковывала её к постели, но оправившись после болезни, она продолжала с новой энергией свою активную деятельность. В 1899 году она ушла с поста Председателя дирекции Николаевского отделения РМО, но продолжала быть в числе тех активных общественных деятелей, которые добивались и добились в 1900 году преобразования музыкальных классов в Николаевское музыкальное училище. Исключительно плодотворная музыкальная и общественная деятельность Милевской была oтмечена руководством РМО , и она единственная из николаевских музыкантов (дореволюционного периода), после открытия музыкального училища была удостоена высокого звания – пожизненного члена Николаевского отделения РМО.
На долгом и подчас трудном пути, который суждено было пройти Николаевским музыкантам бывали радости и немалые огорчения. На этом пути встречались и работали музыканты разных поколений и разных масштабов творческих устремлений. Но мы с особой теплотой вспоминаем тех из них, кто первыми (в нашем городе) начали этот нелёгкий, полный неведомых исканий и творческих волнений путь, не страшась ни трудностей , ни расстояний, которые предстояло пройти по дорогам
всем нам близкого и бесконечно дорогого музыкального искусства.
Сентябрь 1970 года.