Газета «Южная Правда» 3 августа, 1972г.
Два автографа ( В сокращённом варианте )
Е. Фишов,
Преподаватель Николаевского музыкального училища
Встречи с Д.Ф. Ойстрахом
( Полная версия )
Ойстрах-это целая эпоха советского исполнительского искусства Д.Д.Шостакович
Наполненный революционным энтузиазмом и неукротимой энергией созидания шёл
8-й год Великого Октября. Молодая Республика Советов поднималась из руин, залечивала раны, нанесённые ей тяжёлой борьбой против внутренней и внешней конрреволюции. Повсюду восстанавливались театры и клубы, возводились дома и Дворцы культуры, рождались новые просветительные очаги.
Май этого незабываемого1925 года оказался поистине праздничным и для любителей музыки нашего города.
Несколько своих лучших спектаклей показал николаевцам Одесский театр оперы и балета, а в небольшом, но уютном концертном зале «Эрмитаж» с содержательной программой выступил студенческий симфонический оркестр Одесского музыкально-драматического института имени Н.В.Лысенко (ныне консерватория имени А.В.Неждановой) . Солистами в этом концерте были также студенты Одесского муздрамина, в будущем прославленные советские музыканты- скрипач Давид Ойстрах и баритон Михаил Гришко.
Концерт прошёл с успехом и надолго остался в памяти благодарных иколаевцев.
А.Надин, автор рецензии, помещённой тогда в местной газете «Красный Николаев», писал об этом музыкальном событии: « Давно не приходилось николаевцам слышать такого большого симфонического концерта, какой был дан третьего дня в театре «Эрмитаж» силами воспитанников Одесского музыкально-драматического института. Оркестр в составе 100 человек, еле разместившихся на миниатюрной сцене,показал полную сыгранность и разнообразие звуков. Но особенно большое достоинство оркестра заключается в художественной равноценности молодых участников и дружной общности работы. Право, трудно даже выделить кого-нибудь из этого крепкого, спаянного дисциплиной ансамбля.
Исполненная оркестром 5-я симфония Чайковского (четыре части) –звучала сочно, сильно и держала зрителя в напряжённом внимании.
Скрипичный концерт, в сопровождении оркестра, исполнил 17-летний скрипач Д.Ойстрах, обнаруживший не только музыкальную школу, но и превосходную технику».
Это, несомненно, был большой успех молодого музыканта. Яркое выступление в Николаеве так же, как и прекрасная игра в Елизаветграде ( ныне Кировоград) и Херсоне, имели важное значение в становлении его исполнительской индивидуальности. Удача окрылила талантливого скрипача, помогла укрепить уверенность в своих силах, а первая гастрольная поездка за пределы родной Одессы принесла много интересных наблюдений, впечатлений, радость общения с новыми слушателями и друзьями.
В автобиографической статье «Мой путь» Ойстрах так писал об этой своей первой в жизни гастрольной поездке: « В 1925 году состоялся мой первый выезд из Одессы со студенческим оркестром консерватории. Мы дали несколько концертов под управлением директора консерватории Г.А.Столярова в Елизаветграде, Херсоне и Николаеве. Помню, с каким жадным интересом , не отрываясь, я смотрел из окна вагона на новые для меня места. В первый день нашего пребывания в Елизаветграде, мучимый любопытством, в четыре часа утра я отправился осматривать город. Тогда я не знал ещё, что буду много ездить. Первая в жизни поездка по железной дороге от Одессы до Елизаветграда представлялась мне большим и необычайно интересным путешествием…»
Естественно, что до выступления Д.Ойстраха в Николаеве его здесь почти никто не знал. Зато после концерта он сразу приобрёл много долголетних и преданных поклонников.
Но мы неслучайно отметили,что Ойстраха в Николаеве почти никто не знал, потому что был один человек , который не только слышал об Ойстрахе, но даже немного был с ним знаком. Это был отличный музыкант и превосходный воспитатель юных скрипачей Владимир Александрович Сорокин.
Ученик известного скрипача, педагога и композитора И.И.Карбульки, в прошлом выпускник, а в 1925 году педагог Николаевского музыкального училища, он в течение многих лет поддерживал дружеские отношения с профессором П.С. Столярским, часто бывал у него в Одессе, показывал своих учеников, советовался с ним.
Уже неоднократно Столярский рассказывал Сорокину об одном из лучших своих питомцев Д.Ойстрахе, а в последний приезд Сорокина в Одессу показал ему талантливого юношу. Это было незадолго перед поездкой студенческого коллектива консерватории в Николаев.
Сорокину очень понравился юный виртуоз, и, вернувшись домой, он с упоением рассказывал своим ученикам о «чудесном одесском мальчике».
На следующий день после выступления Д. Ойстраха в Николаеве Сорокин пригласил его в училище. Давид Фёдорович присутствовал на нескольких уроках учащихся и на репетиции унисона скрипачей. Бывшие питомцы училища, многие из которых стали крупными музыкантами, впоследствии вспоминали, с каким тщанием они готовились тогда к урокам и репетициям, к встрече с исполнителем концерта Чайковского, который они тогда впервые услышали.
Один из участников этого ансамбля, ныне старший мастер производственных мастерских Николаевского областного музыкально-хорового общества М.М.Чёрный рассказывает: « Наш унисон играл Ойстраху три пьесы: «Каватину» Раффа, «Танец» Дженкинсона и «Непрерывное движение» Бома. Все мы очень волновались. Старались изо всех сил, а потом спорили между собой, на кого из нас обратил большее внимание «настоящий скрипач». Не знаю, как наш педагог, но мы все остались очень довольны своим выступлением.Симпатичный гость сказал, что ему очень понравилась игра».
Приятные впечатления увозил из Николаева Ойстрах. Он с успехом выступил в концерте, повидал новый город и познакомился с несколькими учащимися музыкального училища, а особенно близко с Гришей Виленским.
В день концерта, во время репетиции, на скрипке Ойстраха лопнула струна. Его выручил находившийся в зале скрипач . Он снял со своего инструмента струну (тогда со струнами было тяжело) и отдал её Ойстраху. Этот скрипач и был Гриша Виленский.
Случайный эпизод послужил началом многолетнему знакомству. В 1926 году Ойстрах закончил консерваторию, а ещё через год приехал в Николаев с концертами уже как солист. Первый сольный концерт Ойстраха в Николаеве, состоявшийся в зале клуба имени Свердлова, собрал мало слушателей.
Это огорчило многих поклонников молодого скрипача, и особенно взволновало его николаевского друга Г.Я. Виленского.
Много лет спустя, вспоминая об этой досадной ситуации, в одном из писем к автору этих строк, он писал: «Мне стало обидно, что на концерте такого великолепного скрипача почти не было публики. Я решил во что бы то ни стало сделать так, чтобы на следующем его выступлении было как можно больше слушателей. Я не сомневался, что большинство учащихся музучилища и многочисленные николаевские любители музыки, услышав этого прекрасного скрипача, станут богаче в своих музыкальных представлениях, что они обязательно оценят и полюбят его талант. С некоторыми своими товарищами-членами ученического комитета ( я был тогда его председателем ) мы обратились в музыкальный сектор городского отдела народного образования и попросили, чтобы для следующего концерта Ойстраха был предоставлен зал музыкального училища.
Наша просьба была удовлетворена . Мы собрали всех членов ученического комитета и многих своих соучеников. Каждый из нас продавал билеты на концерт. В зале музыкального училища был аншлаг ( училище помещалось тогда в зале нынешней музыкальной школы №1 имени Н.А. Римского-Корсакова).
Концерт прошёл с огромным успехом. Ойстрах играл изящно, темпераментно, легко, с подлинным виртуозным блеском. Без конца его вызывали «на бис». Он буквально привёл в восторг всех слушателей.
Ойстрах был тронут нашим участием. После концерта и на следующий день мы гуляли по Николаеву.
Очень тёплым было расставание. Перед отъездом Ойстрах подарил мне своё фото с памятной и дорогой мне надписью: « Чуткому, отзывчивому человеку и талантливому скрипачу Г.Виленскому- в память о проведённом вместе времени в г.Николаеве. Д.Ойстрах».
Встречи Ойстраха и николаевского музыканта продолжались и в последующие годы, бывают они и теперь.
В 1928 году, окончив Николаевское музыкальное училище, Виленский уехал в Ленинград, поступил по конкурсу в оркестр театра музыкальной комедии и, проработав там 34 года, недавно вышел на почётную пенсию.
Но пенсионер Виленский не оставил любимое искусство. Он продолжает участвовать в общественной жизни и пропаганде музыкальной культуры, играя и помогая всеми своими знаниями и опытом народному коллективу симфонического оркестра Выборгского дворца культуры города Ленинграда, лауреату Всесоюзного смотра художественной самодеятельности.
А Д.Ф.Ойстрах в последующие годы ещё не раз приезжал в Николаев. Он играл здесь в 1930 году, после его победы на I-м Всеукраинском конкурсе музыкантов-исполнителей, и в 1932 году. Был он в нашем городе перед I-м международным конкурсом имени Венявского. В последний раз приезжал в 1936 году, перед своей блестящей победой на международном конкурсе скрипачей в Брюсселе, после которой о его необыкновенном искусстве заговорил весь мир и о которой советский поэт В.И.Лебедев-Кумач написал чудесные стихи: «Всех лучше советские скрипки на конкурсах мира звучат!».
С тех пор всё более росли мастерство, слава и мировое признание одного из талантливейших советских музыкантов. Наиболее авторитетные и взыскательные ценители музыкального искусства называют его в числе самых великих современных музыкантов мира. А он, верный своим принципам, продолжает неустанно трудиться над совершенствованием своего мастерства и расширением поистине необъятного репертуара, над редактированием многочисленных скрипичных сочинений, воспитанием молодой смены советских музыкантов-исполнителей.
Д.Ойстрах-почётный член многих зарубежных музыкальных академий, он желанный гость в любой точке нашей планеты, но к сожалению, в наш город он больше не приезжал.
Весной 1960 года, узнав, что он будет играть в Одессе, большая группа педагогов училища
1-й и 2-й детских музыкальных школ Николаева решила поехать на его концерт.
Каждый из нас мечтал увидеть и услышать прославленного скрипача, о котором с детства мы так много читали и знали. И вот мы в Одессе у здания знаменитой Одесской филармонии, где сегодня вечером состоится концерт Ойстраха. Но увы, в филармонии нас встретили неприветливо. Касса и администрация отказали нам в билетах и на сегодня, и на следующий концерт. Отказали нам не только в филармонии, но и в других инстанциях, куда мы обращались. Делать было нечего. Оставался только один шанс-обратиться лично к Ойстраху. И мы решились. Трое из нашей группы пошли к Давиду Фёдоровичу, рассказали, кто мы, откуда. Он запросто нас принял, как старых знакомых, и помог нам. Радостные прибежали мы к своим товарищам
с криками : « Повезло, повезло, повезло!!!»
Эта встреча надолго запомнилась всем нам. Ойстрах играл произведения Бетховена и Брамса, Чайковского и Прокофьева, де Фалья и Шимановского.
Он раскрыл перед нами мир удивительного духовного богатства и разнообразия, поразив нас глубиной и пластичностью художественного мышления и искрящимся фейерверком беспредельной творческой фантазии. Это был вечер чудесного постижения подлинно великого и бессмертного искусства.
Ойстрах играл со своим замечательным и многолетним партнёром В.Ямпольским.
После концерта мы преподнесли обоим кудесникам цветы, а они подписали нам автографы. Ойстрах пожелал нам счастливого пути и пригласил приезжать в Москву.
Прошло несколько лет. И вот в 1968 году группе педагогов музыкального училища вновь довелось встретиться с Ойстрахом и не в Москве, а в Одессе.
В том году великому музыканту исполнилось 60 лет. Он выступил с целой серией юбилейных концертов в разных городах страны: в Ленинграде, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и др.
На этот раз мы заблаговременно позаботились о билетах и хотя снова пришли к Ойстраху, но уже после его выступления, в котором он великолепно играл концерт Чайковского, «Лабиринт» Локателли и «Адажио» Баха, буквально ошеломив всех присутствовавших в зале молодостью, свежестью, задором своего поистине поэтического вдохновения.
Мы с трудом, но всё же пробились к нему. Перебивая друг друга, мы выпалили ему слова нашей благодарности и восторга. К нашей большой радости он узнал нас: « А, николаевцы, - сказал Ойстрах,- земляки, как же , как же, помню.Комплименты слышать всегда приятно, но почему вы на этот раз пришли ко мне после концерта? Неужели сами билеты достали?!..»
- Да, Давид Фёдорович,- ответили мы.- На этот раз мы уже были опытней и понимали, что на юбилейный концерт нам ещё трудней будет проникнуть через заслон Ваших земляков.
- А вы не теряетесь вижу я,-сказал Ойстрах..
- Приходится,-ответил кто-то из нас,- но у нас и сейчас есть к Вам просьба.
- Какая?- с улыбкой поинтересовался Ойстрах.
- Подарите, пожалуйста, автограф нашему училищу. Мы предпочли бы, конечно, получить его в Николаеве, но так как вы к нам не приезжаете, придётся согласиться взять его в Одессе. Сделайте нам, пожалуйста, такую милость.
- Ох, эти николаевцы! Всегда они что-нибудь, да придумают. Но я с удовольствием выполню эту просьбу : с вашим училищем у меня связаны приятные воспоминания.
С этими словами Ойстрах вынул из бокового кармана увесистый фломастер и размашисто написал на своём портрете : « Коллективу музыкального училища города Николаева с сердечным приветом от Давида Ойстраха. 11-Х-68г.».
Маленькая артистическая Одесской филармонии заполнилась людьми, пришедшими поздравить и поблагодарить артиста. Вереницей подходили к нему старые друзья, знакомые, почитатели.
Мы откланялись и быстро ушли.
Уезжали домой в переполненной «Волге». Но мы были не в обиде. Нас тоже переполняли большие и искренние чувства от только что виденного, слышанного и пережитого.
И мы были счастливы.
Е. Фишов,
Преподаватель Николаевского музыкального училища
Встречи с Д.Ф. Ойстрахом
( Полная версия )
Ойстрах-это целая эпоха советского исполнительского искусства Д.Д.Шостакович
Наполненный революционным энтузиазмом и неукротимой энергией созидания шёл
8-й год Великого Октября. Молодая Республика Советов поднималась из руин, залечивала раны, нанесённые ей тяжёлой борьбой против внутренней и внешней конрреволюции. Повсюду восстанавливались театры и клубы, возводились дома и Дворцы культуры, рождались новые просветительные очаги.
Май этого незабываемого1925 года оказался поистине праздничным и для любителей музыки нашего города.
Несколько своих лучших спектаклей показал николаевцам Одесский театр оперы и балета, а в небольшом, но уютном концертном зале «Эрмитаж» с содержательной программой выступил студенческий симфонический оркестр Одесского музыкально-драматического института имени Н.В.Лысенко (ныне консерватория имени А.В.Неждановой) . Солистами в этом концерте были также студенты Одесского муздрамина, в будущем прославленные советские музыканты- скрипач Давид Ойстрах и баритон Михаил Гришко.
Концерт прошёл с успехом и надолго остался в памяти благодарных иколаевцев.
А.Надин, автор рецензии, помещённой тогда в местной газете «Красный Николаев», писал об этом музыкальном событии: « Давно не приходилось николаевцам слышать такого большого симфонического концерта, какой был дан третьего дня в театре «Эрмитаж» силами воспитанников Одесского музыкально-драматического института. Оркестр в составе 100 человек, еле разместившихся на миниатюрной сцене,показал полную сыгранность и разнообразие звуков. Но особенно большое достоинство оркестра заключается в художественной равноценности молодых участников и дружной общности работы. Право, трудно даже выделить кого-нибудь из этого крепкого, спаянного дисциплиной ансамбля.
Исполненная оркестром 5-я симфония Чайковского (четыре части) –звучала сочно, сильно и держала зрителя в напряжённом внимании.
Скрипичный концерт, в сопровождении оркестра, исполнил 17-летний скрипач Д.Ойстрах, обнаруживший не только музыкальную школу, но и превосходную технику».
Это, несомненно, был большой успех молодого музыканта. Яркое выступление в Николаеве так же, как и прекрасная игра в Елизаветграде ( ныне Кировоград) и Херсоне, имели важное значение в становлении его исполнительской индивидуальности. Удача окрылила талантливого скрипача, помогла укрепить уверенность в своих силах, а первая гастрольная поездка за пределы родной Одессы принесла много интересных наблюдений, впечатлений, радость общения с новыми слушателями и друзьями.
В автобиографической статье «Мой путь» Ойстрах так писал об этой своей первой в жизни гастрольной поездке: « В 1925 году состоялся мой первый выезд из Одессы со студенческим оркестром консерватории. Мы дали несколько концертов под управлением директора консерватории Г.А.Столярова в Елизаветграде, Херсоне и Николаеве. Помню, с каким жадным интересом , не отрываясь, я смотрел из окна вагона на новые для меня места. В первый день нашего пребывания в Елизаветграде, мучимый любопытством, в четыре часа утра я отправился осматривать город. Тогда я не знал ещё, что буду много ездить. Первая в жизни поездка по железной дороге от Одессы до Елизаветграда представлялась мне большим и необычайно интересным путешествием…»
Естественно, что до выступления Д.Ойстраха в Николаеве его здесь почти никто не знал. Зато после концерта он сразу приобрёл много долголетних и преданных поклонников.
Но мы неслучайно отметили,что Ойстраха в Николаеве почти никто не знал, потому что был один человек , который не только слышал об Ойстрахе, но даже немного был с ним знаком. Это был отличный музыкант и превосходный воспитатель юных скрипачей Владимир Александрович Сорокин.
Ученик известного скрипача, педагога и композитора И.И.Карбульки, в прошлом выпускник, а в 1925 году педагог Николаевского музыкального училища, он в течение многих лет поддерживал дружеские отношения с профессором П.С. Столярским, часто бывал у него в Одессе, показывал своих учеников, советовался с ним.
Уже неоднократно Столярский рассказывал Сорокину об одном из лучших своих питомцев Д.Ойстрахе, а в последний приезд Сорокина в Одессу показал ему талантливого юношу. Это было незадолго перед поездкой студенческого коллектива консерватории в Николаев.
Сорокину очень понравился юный виртуоз, и, вернувшись домой, он с упоением рассказывал своим ученикам о «чудесном одесском мальчике».
На следующий день после выступления Д. Ойстраха в Николаеве Сорокин пригласил его в училище. Давид Фёдорович присутствовал на нескольких уроках учащихся и на репетиции унисона скрипачей. Бывшие питомцы училища, многие из которых стали крупными музыкантами, впоследствии вспоминали, с каким тщанием они готовились тогда к урокам и репетициям, к встрече с исполнителем концерта Чайковского, который они тогда впервые услышали.
Один из участников этого ансамбля, ныне старший мастер производственных мастерских Николаевского областного музыкально-хорового общества М.М.Чёрный рассказывает: « Наш унисон играл Ойстраху три пьесы: «Каватину» Раффа, «Танец» Дженкинсона и «Непрерывное движение» Бома. Все мы очень волновались. Старались изо всех сил, а потом спорили между собой, на кого из нас обратил большее внимание «настоящий скрипач». Не знаю, как наш педагог, но мы все остались очень довольны своим выступлением.Симпатичный гость сказал, что ему очень понравилась игра».
Приятные впечатления увозил из Николаева Ойстрах. Он с успехом выступил в концерте, повидал новый город и познакомился с несколькими учащимися музыкального училища, а особенно близко с Гришей Виленским.
В день концерта, во время репетиции, на скрипке Ойстраха лопнула струна. Его выручил находившийся в зале скрипач . Он снял со своего инструмента струну (тогда со струнами было тяжело) и отдал её Ойстраху. Этот скрипач и был Гриша Виленский.
Случайный эпизод послужил началом многолетнему знакомству. В 1926 году Ойстрах закончил консерваторию, а ещё через год приехал в Николаев с концертами уже как солист. Первый сольный концерт Ойстраха в Николаеве, состоявшийся в зале клуба имени Свердлова, собрал мало слушателей.
Это огорчило многих поклонников молодого скрипача, и особенно взволновало его николаевского друга Г.Я. Виленского.
Много лет спустя, вспоминая об этой досадной ситуации, в одном из писем к автору этих строк, он писал: «Мне стало обидно, что на концерте такого великолепного скрипача почти не было публики. Я решил во что бы то ни стало сделать так, чтобы на следующем его выступлении было как можно больше слушателей. Я не сомневался, что большинство учащихся музучилища и многочисленные николаевские любители музыки, услышав этого прекрасного скрипача, станут богаче в своих музыкальных представлениях, что они обязательно оценят и полюбят его талант. С некоторыми своими товарищами-членами ученического комитета ( я был тогда его председателем ) мы обратились в музыкальный сектор городского отдела народного образования и попросили, чтобы для следующего концерта Ойстраха был предоставлен зал музыкального училища.
Наша просьба была удовлетворена . Мы собрали всех членов ученического комитета и многих своих соучеников. Каждый из нас продавал билеты на концерт. В зале музыкального училища был аншлаг ( училище помещалось тогда в зале нынешней музыкальной школы №1 имени Н.А. Римского-Корсакова).
Концерт прошёл с огромным успехом. Ойстрах играл изящно, темпераментно, легко, с подлинным виртуозным блеском. Без конца его вызывали «на бис». Он буквально привёл в восторг всех слушателей.
Ойстрах был тронут нашим участием. После концерта и на следующий день мы гуляли по Николаеву.
Очень тёплым было расставание. Перед отъездом Ойстрах подарил мне своё фото с памятной и дорогой мне надписью: « Чуткому, отзывчивому человеку и талантливому скрипачу Г.Виленскому- в память о проведённом вместе времени в г.Николаеве. Д.Ойстрах».
Встречи Ойстраха и николаевского музыканта продолжались и в последующие годы, бывают они и теперь.
В 1928 году, окончив Николаевское музыкальное училище, Виленский уехал в Ленинград, поступил по конкурсу в оркестр театра музыкальной комедии и, проработав там 34 года, недавно вышел на почётную пенсию.
Но пенсионер Виленский не оставил любимое искусство. Он продолжает участвовать в общественной жизни и пропаганде музыкальной культуры, играя и помогая всеми своими знаниями и опытом народному коллективу симфонического оркестра Выборгского дворца культуры города Ленинграда, лауреату Всесоюзного смотра художественной самодеятельности.
А Д.Ф.Ойстрах в последующие годы ещё не раз приезжал в Николаев. Он играл здесь в 1930 году, после его победы на I-м Всеукраинском конкурсе музыкантов-исполнителей, и в 1932 году. Был он в нашем городе перед I-м международным конкурсом имени Венявского. В последний раз приезжал в 1936 году, перед своей блестящей победой на международном конкурсе скрипачей в Брюсселе, после которой о его необыкновенном искусстве заговорил весь мир и о которой советский поэт В.И.Лебедев-Кумач написал чудесные стихи: «Всех лучше советские скрипки на конкурсах мира звучат!».
С тех пор всё более росли мастерство, слава и мировое признание одного из талантливейших советских музыкантов. Наиболее авторитетные и взыскательные ценители музыкального искусства называют его в числе самых великих современных музыкантов мира. А он, верный своим принципам, продолжает неустанно трудиться над совершенствованием своего мастерства и расширением поистине необъятного репертуара, над редактированием многочисленных скрипичных сочинений, воспитанием молодой смены советских музыкантов-исполнителей.
Д.Ойстрах-почётный член многих зарубежных музыкальных академий, он желанный гость в любой точке нашей планеты, но к сожалению, в наш город он больше не приезжал.
Весной 1960 года, узнав, что он будет играть в Одессе, большая группа педагогов училища
1-й и 2-й детских музыкальных школ Николаева решила поехать на его концерт.
Каждый из нас мечтал увидеть и услышать прославленного скрипача, о котором с детства мы так много читали и знали. И вот мы в Одессе у здания знаменитой Одесской филармонии, где сегодня вечером состоится концерт Ойстраха. Но увы, в филармонии нас встретили неприветливо. Касса и администрация отказали нам в билетах и на сегодня, и на следующий концерт. Отказали нам не только в филармонии, но и в других инстанциях, куда мы обращались. Делать было нечего. Оставался только один шанс-обратиться лично к Ойстраху. И мы решились. Трое из нашей группы пошли к Давиду Фёдоровичу, рассказали, кто мы, откуда. Он запросто нас принял, как старых знакомых, и помог нам. Радостные прибежали мы к своим товарищам
с криками : « Повезло, повезло, повезло!!!»
Эта встреча надолго запомнилась всем нам. Ойстрах играл произведения Бетховена и Брамса, Чайковского и Прокофьева, де Фалья и Шимановского.
Он раскрыл перед нами мир удивительного духовного богатства и разнообразия, поразив нас глубиной и пластичностью художественного мышления и искрящимся фейерверком беспредельной творческой фантазии. Это был вечер чудесного постижения подлинно великого и бессмертного искусства.
Ойстрах играл со своим замечательным и многолетним партнёром В.Ямпольским.
После концерта мы преподнесли обоим кудесникам цветы, а они подписали нам автографы. Ойстрах пожелал нам счастливого пути и пригласил приезжать в Москву.
Прошло несколько лет. И вот в 1968 году группе педагогов музыкального училища вновь довелось встретиться с Ойстрахом и не в Москве, а в Одессе.
В том году великому музыканту исполнилось 60 лет. Он выступил с целой серией юбилейных концертов в разных городах страны: в Ленинграде, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и др.
На этот раз мы заблаговременно позаботились о билетах и хотя снова пришли к Ойстраху, но уже после его выступления, в котором он великолепно играл концерт Чайковского, «Лабиринт» Локателли и «Адажио» Баха, буквально ошеломив всех присутствовавших в зале молодостью, свежестью, задором своего поистине поэтического вдохновения.
Мы с трудом, но всё же пробились к нему. Перебивая друг друга, мы выпалили ему слова нашей благодарности и восторга. К нашей большой радости он узнал нас: « А, николаевцы, - сказал Ойстрах,- земляки, как же , как же, помню.Комплименты слышать всегда приятно, но почему вы на этот раз пришли ко мне после концерта? Неужели сами билеты достали?!..»
- Да, Давид Фёдорович,- ответили мы.- На этот раз мы уже были опытней и понимали, что на юбилейный концерт нам ещё трудней будет проникнуть через заслон Ваших земляков.
- А вы не теряетесь вижу я,-сказал Ойстрах..
- Приходится,-ответил кто-то из нас,- но у нас и сейчас есть к Вам просьба.
- Какая?- с улыбкой поинтересовался Ойстрах.
- Подарите, пожалуйста, автограф нашему училищу. Мы предпочли бы, конечно, получить его в Николаеве, но так как вы к нам не приезжаете, придётся согласиться взять его в Одессе. Сделайте нам, пожалуйста, такую милость.
- Ох, эти николаевцы! Всегда они что-нибудь, да придумают. Но я с удовольствием выполню эту просьбу : с вашим училищем у меня связаны приятные воспоминания.
С этими словами Ойстрах вынул из бокового кармана увесистый фломастер и размашисто написал на своём портрете : « Коллективу музыкального училища города Николаева с сердечным приветом от Давида Ойстраха. 11-Х-68г.».
Маленькая артистическая Одесской филармонии заполнилась людьми, пришедшими поздравить и поблагодарить артиста. Вереницей подходили к нему старые друзья, знакомые, почитатели.
Мы откланялись и быстро ушли.
Уезжали домой в переполненной «Волге». Но мы были не в обиде. Нас тоже переполняли большие и искренние чувства от только что виденного, слышанного и пережитого.
И мы были счастливы.