Газета « Ленiнське плем’я » 1971 год.
Е. Фишов
Преподаватель Николаевского музыкального училища
ЕГО СКРИПКА ПЕЛА В НИКОЛАЕВЕ
100 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД
Можно не боясь преувеличений сказать, что вряд ли найдётся в современном мире человек среди любителей музыки, который не знает или не слышал скрипичный концерт П.И. Чайковского.
Вот уже несколько десятилетий этот концерт является одним из самых любимых произведений исполнителей и слушателей. Он входит в репертуар всех выдающихся скрипачей современности. Он звучит в эфире радиопередач ,с экранов телевизоров. Он является обязательной частью программы одного из самых представительных международных конкурсов инструменталистов- конкурса имени его гениального создателя. Чудесная музыка этого концерта покоряет обаятельнейшей мелодичностью, неистовым буйством и нежной трепетностью красок, пленительной лиричностью и разудалым весельем.
Между тем далеко не многие из восторженных почитателей концерта, кроме конечно,музыкантов –профессионалов знают, что прежде чем он вышел на широкую сценическую дорогу, его автору пришлось пережить немало огорчений.
Концерт был написан Чайковским в 1878 году. Автор посвятил его своему другу и выдающемуся скрипачу Л.Ауэру, который должен был его исполнить через несколько месяцев. Но ни Ауэр, ни Котек, ни Соре- известные в то время скрипачи, которым Чайковский предлагал исполнить концерт, не решались его играть.
Необычность его интонаций и технических трудностей, новизна гармоний и масштабность отпугивали исполнителей, ссылающихся «на его неудобность и нескрипичность».
И вдруг неожиданно для всех первым исполнил концерт в России и Европе сравнительно малоизвестный в то время молодой русский скрипач Адольф Бродский. Надо было несомненно обладать горячим сердцем подлинного артиста и незаурядной творческой смелостью, чтобы взяться за исполнение произведения, признанного крупнейшими авторитетами неисполнимым, да ещё и решиться впервые играть его в Вене, в одной из тогдашних музыкальных столиц мира.
Дебют, однако, прошёл успешно и испонитель получил целый ряд приглашений сыграть концерт в ряде стран.
В 1882 году Бродский с блеском исполнил это сочинение в одном из концертов Промышленно-художественной выставки в Петербурге. Успех был полный.
Чайковский был тронут смелостью, талантом и мастерством молодого музыканта.Он снял прежнее посвящение Л.С.Ауэру и посвятил концерт А.Бродскому.После выступления Бродского, даже Ауэр, признавший концерт неисполнимым, взялся за его изучение с утроенной энергией.
Но всё это было в 80-е годы, а в 1871 году до всего этого ещё было далеко.
Между тем, в феврале 1871 года молодой скрипач, только что окончивший консерваторию, находясь в одном из своих первых концертных путешествий, приехал в Николаев. Тогда не было ещё ни концерта Чайковского, ни известности, и молодой скрипач мог надеяться только на свой талант и мастерство, да разве ещё и на проницательность публики.
И к чести николаевских любителей музыки, они сумели по достоинству оценить дарование и мастерство выдающегося музыканта. Это было сто лет тому назад. В феврале 1871 года А.Бродский дал в Николаеве два концерта. Они прошли с огромным успехом и были восторженно приняты слушателями.
Рецензент газеты «Николаевский вестник» писал после первого концерта : « Хотя нам, читателям «Николаевского вестника» , и было известно об успехах г.Бродского в Херсоне, но искусная игра его превзошла все ожидания нашей публики. Бархатная мягкость его смычка и необыкновенно симпатичная и вместе с тем свободная и полная огня игра этого артиста произвела на слушателей самое приятное впечатление. Аплодисментам и вызовам не было конца и публика, по-видимому, осталась чрезвычайно довольна проведённым вечером ».
Не менее интересно ещё одно высказывание рецензента, ставящее искусство молодого отечественного музыканта выше игры недавнего зарубежного гостя. « Николаев в эту зиму,- писал рецензент,- уже слышал прекрасную игру небезизвестного скрипача, члена Парижской консерватории, Алекса де ла Раншере, но и по мнению компетентных в этом деле судей, игра г.Бродского ни в чём не уступает игре первого артиста; некоторые находят её более задушевной ».
На наш взгляд, в этой исключительно глубокой и принципиальной оценке сказывается тонкое ощущение тех творческих принципов и идеалов в искусстве, которые составляли великие основы стиля русской исполнительской школы, выходившей на широкую концертную дорогу, и завоевавшей симпатии и помыслы европейского и мирового слушателя.
Именно большая художественная глубина, демократичность, многообразие и яркость звуковой палитры, высокий интеллект и блестящее техническое мастерство были теми важнейшими чертами, которые нашли своё творческое воплощение в исполнительском искусстве братьев А. и Н. Рубинштейнов, А.Есиповой, С.Танеева, Л.Ауэра, А.Бродского, С.Рахманинова и др.
На этом можно было бы и окончить эту статью, но нельзя не сказать ещё об одном интересном для николаевцев факте.
Мы уже говорили, что скрипач должен был дать в Николаеве два концерта. Первый его сольный концерт состоялся 20 февраля в зале Дворянского собрания.Второй концерт Бродского должен был состояться в том же зале 24 февраля 1871 года « с участием хора портовой музыки ». Николаевским хором портовой музыки назывался тогда известный далеко за пределами нашего города прославленный духовой оркестр военных моряков.
К сожалению, это лаконичное сообщение газеты о предстоящем 24 февраля концерте пока является единственным свидетельством того факта, что такой концерт должен был состояться.
Будем надеяться, что со временем удастся отыскать более подробные сведения об этом несомненно интересном и большом событии в истории музыкальной жизни Николаева.
Преподаватель Николаевского музыкального училища
ЕГО СКРИПКА ПЕЛА В НИКОЛАЕВЕ
100 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД
Можно не боясь преувеличений сказать, что вряд ли найдётся в современном мире человек среди любителей музыки, который не знает или не слышал скрипичный концерт П.И. Чайковского.
Вот уже несколько десятилетий этот концерт является одним из самых любимых произведений исполнителей и слушателей. Он входит в репертуар всех выдающихся скрипачей современности. Он звучит в эфире радиопередач ,с экранов телевизоров. Он является обязательной частью программы одного из самых представительных международных конкурсов инструменталистов- конкурса имени его гениального создателя. Чудесная музыка этого концерта покоряет обаятельнейшей мелодичностью, неистовым буйством и нежной трепетностью красок, пленительной лиричностью и разудалым весельем.
Между тем далеко не многие из восторженных почитателей концерта, кроме конечно,музыкантов –профессионалов знают, что прежде чем он вышел на широкую сценическую дорогу, его автору пришлось пережить немало огорчений.
Концерт был написан Чайковским в 1878 году. Автор посвятил его своему другу и выдающемуся скрипачу Л.Ауэру, который должен был его исполнить через несколько месяцев. Но ни Ауэр, ни Котек, ни Соре- известные в то время скрипачи, которым Чайковский предлагал исполнить концерт, не решались его играть.
Необычность его интонаций и технических трудностей, новизна гармоний и масштабность отпугивали исполнителей, ссылающихся «на его неудобность и нескрипичность».
И вдруг неожиданно для всех первым исполнил концерт в России и Европе сравнительно малоизвестный в то время молодой русский скрипач Адольф Бродский. Надо было несомненно обладать горячим сердцем подлинного артиста и незаурядной творческой смелостью, чтобы взяться за исполнение произведения, признанного крупнейшими авторитетами неисполнимым, да ещё и решиться впервые играть его в Вене, в одной из тогдашних музыкальных столиц мира.
Дебют, однако, прошёл успешно и испонитель получил целый ряд приглашений сыграть концерт в ряде стран.
В 1882 году Бродский с блеском исполнил это сочинение в одном из концертов Промышленно-художественной выставки в Петербурге. Успех был полный.
Чайковский был тронут смелостью, талантом и мастерством молодого музыканта.Он снял прежнее посвящение Л.С.Ауэру и посвятил концерт А.Бродскому.После выступления Бродского, даже Ауэр, признавший концерт неисполнимым, взялся за его изучение с утроенной энергией.
Но всё это было в 80-е годы, а в 1871 году до всего этого ещё было далеко.
Между тем, в феврале 1871 года молодой скрипач, только что окончивший консерваторию, находясь в одном из своих первых концертных путешествий, приехал в Николаев. Тогда не было ещё ни концерта Чайковского, ни известности, и молодой скрипач мог надеяться только на свой талант и мастерство, да разве ещё и на проницательность публики.
И к чести николаевских любителей музыки, они сумели по достоинству оценить дарование и мастерство выдающегося музыканта. Это было сто лет тому назад. В феврале 1871 года А.Бродский дал в Николаеве два концерта. Они прошли с огромным успехом и были восторженно приняты слушателями.
Рецензент газеты «Николаевский вестник» писал после первого концерта : « Хотя нам, читателям «Николаевского вестника» , и было известно об успехах г.Бродского в Херсоне, но искусная игра его превзошла все ожидания нашей публики. Бархатная мягкость его смычка и необыкновенно симпатичная и вместе с тем свободная и полная огня игра этого артиста произвела на слушателей самое приятное впечатление. Аплодисментам и вызовам не было конца и публика, по-видимому, осталась чрезвычайно довольна проведённым вечером ».
Не менее интересно ещё одно высказывание рецензента, ставящее искусство молодого отечественного музыканта выше игры недавнего зарубежного гостя. « Николаев в эту зиму,- писал рецензент,- уже слышал прекрасную игру небезизвестного скрипача, члена Парижской консерватории, Алекса де ла Раншере, но и по мнению компетентных в этом деле судей, игра г.Бродского ни в чём не уступает игре первого артиста; некоторые находят её более задушевной ».
На наш взгляд, в этой исключительно глубокой и принципиальной оценке сказывается тонкое ощущение тех творческих принципов и идеалов в искусстве, которые составляли великие основы стиля русской исполнительской школы, выходившей на широкую концертную дорогу, и завоевавшей симпатии и помыслы европейского и мирового слушателя.
Именно большая художественная глубина, демократичность, многообразие и яркость звуковой палитры, высокий интеллект и блестящее техническое мастерство были теми важнейшими чертами, которые нашли своё творческое воплощение в исполнительском искусстве братьев А. и Н. Рубинштейнов, А.Есиповой, С.Танеева, Л.Ауэра, А.Бродского, С.Рахманинова и др.
На этом можно было бы и окончить эту статью, но нельзя не сказать ещё об одном интересном для николаевцев факте.
Мы уже говорили, что скрипач должен был дать в Николаеве два концерта. Первый его сольный концерт состоялся 20 февраля в зале Дворянского собрания.Второй концерт Бродского должен был состояться в том же зале 24 февраля 1871 года « с участием хора портовой музыки ». Николаевским хором портовой музыки назывался тогда известный далеко за пределами нашего города прославленный духовой оркестр военных моряков.
К сожалению, это лаконичное сообщение газеты о предстоящем 24 февраля концерте пока является единственным свидетельством того факта, что такой концерт должен был состояться.
Будем надеяться, что со временем удастся отыскать более подробные сведения об этом несомненно интересном и большом событии в истории музыкальной жизни Николаева.