Е. Фишов, Сентябрь 1970 г.
К 70-летию Николаевского Государственного
Музыкального Училища.
МУЗЫКА РЕВОЛЮЦИИ
В один из учебных дней февраля 1917 года крики, возня и шум, доносившиеся в здание музыкального училища, привлекли внимание учащихся и педагогов.
Многие из них выскочили на улицу. Там бушевал пожар. Горел так называемый «царский дворец», расположенный напротив музыкального училища. Среди педагогов и учащихся замешательство. Одни в растерянности, другие в ужасе обсуждают случившееся , задают вопросы, с нетерпением ждут ответа друг от друга.
А высокий черноволосый человек, успокаивая стоявших рядом с ним, с жаром говорит: « Не переживайте, молодые люди. Теперь царский дворец горит не только в Николаеве, теперь царские дворцы горят и будут гореть повсюду! »
А когда после Октября 1917 года на улицах Николаева вспыхнули манифестации по поводу победы революции, этот же человек вывел на городскую площадь оркестр училища, который при огромном стечении запрудивших улицы и площадь людей, исполнил «Интернационал». Все свидетели этого, до тех пор невиданного зрелища, были в восторге : « Музыка идёт у нас рука об руку с революцией! »-
говорили тогда очевидцы. Кто же был этот человек? Это был директор Николаевского музыкального училища Иосиф Иосифович Карбулька.
Чех по происхождению, он приехал в 1895 году на Украину, ставшую его второй Родиной, и остался здесь до конца своих дней. Наполненная подлинным творческим горением и энтузиазмом двадцатипятилетняя деятельность Карбульки в Одессе ( 1895-1903 г.г. ) и Николаеве ( 1903-1920 г.г. ) имела важное значение для развития украинской скрипичной культуры и оставила значительный след в музыкальной жизни нашей страны.
В своей исполнительской деятельности Карбулька систематически пропагандировал лучшие произведения русской и зарубежной музыки, ведя тем самым важную и просветительскую работу.
В заслугу Карбульке несомненно следует поставить большую энергию, с какой он пропагандировал музыку чешских композиторов. Благодаря его инициативе любители музыки Одессы и Николаева, Херсона и Елизаветграда ( ныне Кировоград ) впервые познакомились со многими произведениями Дворжака и Сметаны.
Ученики Карбульки плодотворно работали и работают в учебных заведениях и музыкальных учреждениях нашей страны. Среди них особое место занимает деятельность выдающегося педагога-скрипача Народного артиста УССР профессора П.С. Столярского, воспитавшего целую плеяду замечательных советских музыкантов во главе с Д.Ф. Ойстрахом.
Нельзя не отметить и того важного обстоятельства, что приехав на Украину сравнительно молодым человеком, Карбулька испытал на себе значительное влияние передовой русской и украинской культуры.
Атмосфера музыкальной жизни Одессы , творческое содружество и встречи со многими видными музыкантами, а также передовые демократические принципы русской общественной мысли и музыкальной культуры оказали огромное воздействие на творческое лицо, эстетические взгляды и мировоззрение Карбульки.
Работая в музыкальном училище Одессы, а затем Николаева , Карбулька ощутил своё основное призвание в педагогической работе. И несмотря на то, что он все годы совмещал эту работу с концертной деятельностью солиста-скрипача, концертмейстера оркестра, ансамблиста и дирижёра, большую часть своего времени он отдавал педагогике. Она втягивала его всё сильнее и сильнее, полностью поглощая его инициативу и энергию, его душу и покой.
ХХХХХХХХХХХХХХХХ
В 1903 году по приглашению Дирекции Николаевского отделения Русского Музыкального Общества Карбулька приехал на работу в Николаев.
Николаевскому музыкальному училищу шёл четвёртый год. Несмотря на молодость учебного заведения, в его коллективе подобрался довольно сильный состав высококвалифицированных педагогов во главе с директором училища, способным музыкантом, выпускником Петербургской консерватории Л.А.Щедриным.
Сразу же по приезде Карбулька с головой окунулся в работу. Он возглавил квартет Николаевского отделения РМО, который с его приходом как бы пережил своё второе рождение и принял деятельное участие в концертах трио педагогов училища, в котором кроме него играли Л.А.Щедрин ( ф-но ) и
А.Г. Гайсинский ( виолончель ) . Не менее активное участие он принимает в сольных и камерных вечерах училища. Уже в первых программах, исполненных Карбулькой в Николаеве, ощущается расширение и углубление его репертуара, что несомненно явилось результатом интенсивной концертной деятельности и творческого общения со многими выдающимися музыкантами :
В.И. Сафоновым, Л.С. Ауэром, Д.Д. Климовым, А.П. Фидельманом, Э.Ф. Направником и многими другими.
В его программах появляются Концерт и «Крейцерова» соната Бетховена, сонаты Грига, трио Аренского и Чайковского. В репертуаре квартетных собраний появляются исполняемые по инициативе Карбульки, квартеты Шуберта и Чайковского, Сметаны и Дворжака.
В газетной рецензии на одно из первых выступлений Карбульки в Николаеве, автор её писал :
« Принимавший участие в концерте педагог местного училища И.И. Карбулька с большим успехом исполнил «Романс» Бетховена, «Непрерывное движение» Новачека и на бис «Мазурку» Контского. Сочный, красивый тон, каким обладает Карбулька, как нельзя лучше подходит к исполнению «Романса», а сильно развитая техника позволила ему легко и свободно исполнить изящную пьесу Новачека ».
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В 1907 году Карбулька становится во главе музыкального училища. За время его директорства значительно расширилась концертная и просветительская деятельность училища, увеличилось количество камерных и симфонических собраний.
Новый директор с большим пониманипем относился к нуждам материально плохо обеспеченных учащихся и старался многое делать для облегчения их жизни и учёбы. В училище стали системой концерты в пользу «недостаточных учащихся» и значительно увеличилось количество бесплатно обучающихся и получающих стипендию студентов.
Наряду с большой исполнительской , педагогической и организаторской работой, Карбулька много времени уделяет композиции. Он автор более 100 опусов, среди которых концерты, ансамбли, пьесы для скрипки и фортепиано, произведения для камерного и симфонического оркестра.
Теперь о произведениях Карбульки мало кто помнит, а между тем , они издавались в Одессе и Петербурге, в Праге и Берлине. Эти произведения охотно играли учащиеся и с интересом слушала публика. Теперь большинство из них стало библиографической редкостью, а жаль. Среди пьес Карбульки есть страницы, написанные с подлинным вдохновением и мастерством. К ним прежде всего относится полная огня и проникновенного лиризма «Словацкая рапсодия», Концерт Ре мажор, Романс соль минор, изящный «Гавот» и др.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Карбулька был в дружеских отношениях с украинским композитором Н.Н. Аркасом, жившим в Николаеве. Он был одним из первых слушателей, а иногда и исполнителей некоторых его сочинений.
Дочь Аркаса, К.В. Шестерикова-Аркас, хорошая певица-любительница, часто принимала участие в концертах квартета Николаевского отделения РМО,руководимого Карбулькой. В памяти многих николаевских старожилов сохранились тёплые воспоминания о концертах квартета, в которых исполнялись произведения русских, чешских и украинских композиторов; часто- произведения Аркаса : арии из его оперы «Катерина» , романсы, украинские народные песни в авторском переложении для солистки и квартета.
На концертах в музыкальном училище частым гостем был композитор Аркас, всегда тепло встречаемый слушательской аудиторией.
Большой поборник русско-чешской и украинско-чешской дружбы Карбулька часто организовывал тематические концерты из произведений русских и чешских композиторов.
Можно без преувеличений отметить, что такие концерты были далеко не частым явлением, во всяком случае, в музыкальной жизни провинции, где царскими чиновниками искусственно насаждался великодержавный дух.
Одним из таких концертов был вечер камерной музыки из произведений «Русских и чешских композиторов», состоявшийся в апреле 1913 года. Очевидно, концерт был не совсем по вкусу официальной публике и поэтому небольшая газетная рецензия с большим опозданием вышла лишь в приложении к местной газете спустя несколько дней после концерта. Автор её в очень лаконичной форме сообщает о выступлении солистки : «Успех г-жа Шестерикова - Аркас имела большой».
Несколько больше внимания автор уделил выступлению квартета, но и то ограничившись лишь упоминанием части исполненной программы : « Квартет Николаевского отделения РМО по отзывам музыкантов, считается одним из лучших в «провинции»,- писал автор рецензии.- Квартет успел отлично сыграться и исполняемые произведения проходят с хорошим ансамблем. Исполнены были струнные квартеты Дворжака и Сметаны. Произведения чрезвычайно трудные, как технически, так и по глубине содержания ( особенно Сметаны). Оба квартета прошли с хорошим ансамблем, а некоторые части с большим подъёмом и очень понравились публике ».
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Имя Карбульки было довольно широко известно в кругах музыкальной общественности страны первой трети нынешнего века, особенно на Украине. Знавшие его видные музыканты отзывались о нём с большой симпатией и уважением. По свидетельству одного из бывших учеников Карбульки, а затем
Л.С. Ауэра, А. Лукацкого, выдающийся скрипач и педагог, профессор Петербургкой консерватории Ауэр тепло отзывался о Карбульке, с которым он был знаком, как с одним из учеников Иоахима, а также по встречам и совместным выступлениям с квартетом и городским симфоническим оркестром Одесского
отделения РМО во время приездов Ауэра на концерты в Одессу. В одном из писем А. Лукацкий писал :
« Он ( Карбулька- Е.Ф. ) был прекрасным скрипачом, он учился у Иоахима, о чём мне лично в своё время говорил Ауэр, очень тепло о нём отзывавшийся ».
О деятельности Карбульки писал известный советский искусствовед И.М. Ямпольский. В его книге «Давид Ойстрах» читаем : « В Одессе ( в начале нынешнего века –Е.Ф. ) работали знаменитый скрипач-виртуоз Я. Коциан, педагог и композитор И. Карбулька, у которого учился Столярский и многие другие »
Карбулька был одним из тех музыкантов, которые приехали работать в нашу страну по зову сердца. И он без остатка отдал его делу строительства и процветания музыкальной культуры нашей Родины, во имя укрепления и развития традиционной дружбы братских народов России и Чехии.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
О патриотических чувствах Карбульки, о его гражданственности и преданности своей второй Родине красноречиво говорят следующие события. На летние каникулы после 1913-1914 учебного года Карбулька уехал навестить родных в Чехии, где он уже несколько лет не был. Там его застала
I мировая война, разразившаяся в июле 1914 года.
В числе других русских поданных Карбулька был интернирован в качестве военнопленного. Приближался учебный год и Карбулька, не находя себе места, посылал одно за другим письма в Николаев, в дирекцию отделения РМО, с просьбой организовать подготовку к новому учебному году, заменить его на посту директора, назначить на этот пост инспектора училища, в общем, сделать всё
необходимое для того, чтобы обеспечить подготовку училища к учебному году. Но его письма пропадали в пути. Не получая ответа на них, Карбулька волновался ещё больше. В отчаянии он посылал письма кружным путём через Данию, Испанию и Италию. Наконец, некоторые из писем дошли по адресу. Благодаря им мы и узнаём о его волнениях, переживаниях и мытарствах в плену, о высоком чувстве долга и ответственности перед коллегами по работе и учебным заведением,
об ответственности педагога, директора и гражданина. А письма эти сохранились случайно.
Николаевская общественность, в особенности её музыкальная часть, была очень обеспокоена отсутствием вестей от Карбульки. Многочисленные запросы в Главную дирекцию РМО оставались без ответа. И когда в октябре 1914 года дирекция николаевского отделения РМО получила от Карбульки первое письмо, оно, как и следующее, полученное в ноябре было опубликовано в местной газете, вероятно, с целью ознакомления с его содержанием как можно более широких кругов городской общественности. В письмах Карбулька сообщал, что несколько раз пытался выезжать в Николаев.
Но что ему это не удалось. Он писал, что в связи с проявляемой им активностью и требованиями разрешить ему выезд в Россию, австрийские власти, хозяйничавшие тогда в Праге, посадили его в тюрьму. В письме на имя председателя дирекции николаевского отделения РМО Л.Г. Ратнера Карбулька писал : « Ваше милое письмо от 6-го октября получил и сердечно благодарю. Не можете себе представить, как я обрадовался, получив Ваш ответ, ибо потерял уже всякую надежду, тем более, что теперь очень трудно послать или получить письмо из России и дальше... Какая ирония судьбы! На моей бывшей родине в золотой Праге- попался в тюрьму. Но я горжусь! Я счастлив, что мог хотя малую жертву принести для новой Родины- России! »
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В июле 1915 года Карбульке удалось вернуться в Николаев. И снова, в сложных условиях военного времени он проявляет неутомимую энергию : добивается помещения для занятий учебного заведения (основное здание было отобрано для военных нужд), продолжает организовывать камерные и симфонические концерты, сам с успехом принимает участие во многих из них.
В трудные годы гражданской войны и военной интервенции Карбулька , вместе с другими педагогами училища, такими же труженниками, как и он, не покладая рук, трудился ради лучшей организации занятий в молодом советском учебном заведении. Благодаря повседневным стараниям и заботам педагогического коллектива учебного заведения, занятия в училище не прекращались ни на один день.
Ни отсутствие помещения в течение длительного времени, ни трудные для работы условия : выбитые в аудиториях стёкла, перебои с топливом, а иногда и полное его отсутствие, нехватка педагогов-ничто не могло помешать этим подлинным энтузиастам продолжать свою благородную миссию, которая по их глубокому убеждению, была необходима и учащимся , и красноармейцам, и матросам, и трудящимся Николаева, которые заполняли холодный, нетопленный зал музыкального училища, чтобы услышать великое всепобеждающее слово музыки, доставляющее всем им радость и приумножающее силы в великой борьбе за новый мир.
Органы молодой Советской власти высоко ценили талант и подвижничество Карбульки. Смерть его в феврале, тяжёлого для страны, 1920 года вызвала искреннее соболезнование и официальное сообщение в газете «Известия Николаевского Губернского революционного комитета», в котором сообщалось ,что «Внешкольный подотдел отдела народного просвещения с грустью оповещает о смерти талантливого работника на музыкальном поприще И.И. Карбульки».
В первые годы Советской власти Карбулька с новой силой развернул свою неутомимую деятельность. Вместе с другими передовыми музыкантами он организует лекции-концерты и концертные бригады, которые выступают перед рабочими, матросами и солдатами.
Известная украинская певица М.Г. Ростовская-Ковалевская , работавшая эти годы в Николаеве, писала в своих воспоминаниях : « Матросы и красноармейцы слушали в исполнении педагогов и учащихся Николаевского музыкального училища музыку Чайковского и Бородина, Глинки и Римского-Корсакова, а в 1919 году .... силами педагогов и учащихся была поставлена опера «Евгений Онегин». Общественность Николаева с восторгом приняла эту постановку».
С большой теплотой вспоминает она о деятельности в эти годы директора училища Карбульки.
С такой же искренностью вспоминают о нём и его работе ученики, коллеги и многочисленные любители музыки.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Много лет прошло со времени тех легендарных дней. Но не изгладилась и не должна изгладиться в памяти людей замечательная деятельность тех горячих и искренних сердец беспокойных и мятежных энтузиастов- первых строителей молодой советской культуры, которые своим самоотверженным,
а иногда и героическим трудом закладывали в провинции основы молодой советской музыкальной культуры, ставшей самой передовой и самой массовой в мире музыкальной стране «самых широких трудящихся масс».
К 70-летию Николаевского Государственного
Музыкального Училища.
МУЗЫКА РЕВОЛЮЦИИ
В один из учебных дней февраля 1917 года крики, возня и шум, доносившиеся в здание музыкального училища, привлекли внимание учащихся и педагогов.
Многие из них выскочили на улицу. Там бушевал пожар. Горел так называемый «царский дворец», расположенный напротив музыкального училища. Среди педагогов и учащихся замешательство. Одни в растерянности, другие в ужасе обсуждают случившееся , задают вопросы, с нетерпением ждут ответа друг от друга.
А высокий черноволосый человек, успокаивая стоявших рядом с ним, с жаром говорит: « Не переживайте, молодые люди. Теперь царский дворец горит не только в Николаеве, теперь царские дворцы горят и будут гореть повсюду! »
А когда после Октября 1917 года на улицах Николаева вспыхнули манифестации по поводу победы революции, этот же человек вывел на городскую площадь оркестр училища, который при огромном стечении запрудивших улицы и площадь людей, исполнил «Интернационал». Все свидетели этого, до тех пор невиданного зрелища, были в восторге : « Музыка идёт у нас рука об руку с революцией! »-
говорили тогда очевидцы. Кто же был этот человек? Это был директор Николаевского музыкального училища Иосиф Иосифович Карбулька.
Чех по происхождению, он приехал в 1895 году на Украину, ставшую его второй Родиной, и остался здесь до конца своих дней. Наполненная подлинным творческим горением и энтузиазмом двадцатипятилетняя деятельность Карбульки в Одессе ( 1895-1903 г.г. ) и Николаеве ( 1903-1920 г.г. ) имела важное значение для развития украинской скрипичной культуры и оставила значительный след в музыкальной жизни нашей страны.
В своей исполнительской деятельности Карбулька систематически пропагандировал лучшие произведения русской и зарубежной музыки, ведя тем самым важную и просветительскую работу.
В заслугу Карбульке несомненно следует поставить большую энергию, с какой он пропагандировал музыку чешских композиторов. Благодаря его инициативе любители музыки Одессы и Николаева, Херсона и Елизаветграда ( ныне Кировоград ) впервые познакомились со многими произведениями Дворжака и Сметаны.
Ученики Карбульки плодотворно работали и работают в учебных заведениях и музыкальных учреждениях нашей страны. Среди них особое место занимает деятельность выдающегося педагога-скрипача Народного артиста УССР профессора П.С. Столярского, воспитавшего целую плеяду замечательных советских музыкантов во главе с Д.Ф. Ойстрахом.
Нельзя не отметить и того важного обстоятельства, что приехав на Украину сравнительно молодым человеком, Карбулька испытал на себе значительное влияние передовой русской и украинской культуры.
Атмосфера музыкальной жизни Одессы , творческое содружество и встречи со многими видными музыкантами, а также передовые демократические принципы русской общественной мысли и музыкальной культуры оказали огромное воздействие на творческое лицо, эстетические взгляды и мировоззрение Карбульки.
Работая в музыкальном училище Одессы, а затем Николаева , Карбулька ощутил своё основное призвание в педагогической работе. И несмотря на то, что он все годы совмещал эту работу с концертной деятельностью солиста-скрипача, концертмейстера оркестра, ансамблиста и дирижёра, большую часть своего времени он отдавал педагогике. Она втягивала его всё сильнее и сильнее, полностью поглощая его инициативу и энергию, его душу и покой.
ХХХХХХХХХХХХХХХХ
В 1903 году по приглашению Дирекции Николаевского отделения Русского Музыкального Общества Карбулька приехал на работу в Николаев.
Николаевскому музыкальному училищу шёл четвёртый год. Несмотря на молодость учебного заведения, в его коллективе подобрался довольно сильный состав высококвалифицированных педагогов во главе с директором училища, способным музыкантом, выпускником Петербургской консерватории Л.А.Щедриным.
Сразу же по приезде Карбулька с головой окунулся в работу. Он возглавил квартет Николаевского отделения РМО, который с его приходом как бы пережил своё второе рождение и принял деятельное участие в концертах трио педагогов училища, в котором кроме него играли Л.А.Щедрин ( ф-но ) и
А.Г. Гайсинский ( виолончель ) . Не менее активное участие он принимает в сольных и камерных вечерах училища. Уже в первых программах, исполненных Карбулькой в Николаеве, ощущается расширение и углубление его репертуара, что несомненно явилось результатом интенсивной концертной деятельности и творческого общения со многими выдающимися музыкантами :
В.И. Сафоновым, Л.С. Ауэром, Д.Д. Климовым, А.П. Фидельманом, Э.Ф. Направником и многими другими.
В его программах появляются Концерт и «Крейцерова» соната Бетховена, сонаты Грига, трио Аренского и Чайковского. В репертуаре квартетных собраний появляются исполняемые по инициативе Карбульки, квартеты Шуберта и Чайковского, Сметаны и Дворжака.
В газетной рецензии на одно из первых выступлений Карбульки в Николаеве, автор её писал :
« Принимавший участие в концерте педагог местного училища И.И. Карбулька с большим успехом исполнил «Романс» Бетховена, «Непрерывное движение» Новачека и на бис «Мазурку» Контского. Сочный, красивый тон, каким обладает Карбулька, как нельзя лучше подходит к исполнению «Романса», а сильно развитая техника позволила ему легко и свободно исполнить изящную пьесу Новачека ».
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В 1907 году Карбулька становится во главе музыкального училища. За время его директорства значительно расширилась концертная и просветительская деятельность училища, увеличилось количество камерных и симфонических собраний.
Новый директор с большим пониманипем относился к нуждам материально плохо обеспеченных учащихся и старался многое делать для облегчения их жизни и учёбы. В училище стали системой концерты в пользу «недостаточных учащихся» и значительно увеличилось количество бесплатно обучающихся и получающих стипендию студентов.
Наряду с большой исполнительской , педагогической и организаторской работой, Карбулька много времени уделяет композиции. Он автор более 100 опусов, среди которых концерты, ансамбли, пьесы для скрипки и фортепиано, произведения для камерного и симфонического оркестра.
Теперь о произведениях Карбульки мало кто помнит, а между тем , они издавались в Одессе и Петербурге, в Праге и Берлине. Эти произведения охотно играли учащиеся и с интересом слушала публика. Теперь большинство из них стало библиографической редкостью, а жаль. Среди пьес Карбульки есть страницы, написанные с подлинным вдохновением и мастерством. К ним прежде всего относится полная огня и проникновенного лиризма «Словацкая рапсодия», Концерт Ре мажор, Романс соль минор, изящный «Гавот» и др.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Карбулька был в дружеских отношениях с украинским композитором Н.Н. Аркасом, жившим в Николаеве. Он был одним из первых слушателей, а иногда и исполнителей некоторых его сочинений.
Дочь Аркаса, К.В. Шестерикова-Аркас, хорошая певица-любительница, часто принимала участие в концертах квартета Николаевского отделения РМО,руководимого Карбулькой. В памяти многих николаевских старожилов сохранились тёплые воспоминания о концертах квартета, в которых исполнялись произведения русских, чешских и украинских композиторов; часто- произведения Аркаса : арии из его оперы «Катерина» , романсы, украинские народные песни в авторском переложении для солистки и квартета.
На концертах в музыкальном училище частым гостем был композитор Аркас, всегда тепло встречаемый слушательской аудиторией.
Большой поборник русско-чешской и украинско-чешской дружбы Карбулька часто организовывал тематические концерты из произведений русских и чешских композиторов.
Можно без преувеличений отметить, что такие концерты были далеко не частым явлением, во всяком случае, в музыкальной жизни провинции, где царскими чиновниками искусственно насаждался великодержавный дух.
Одним из таких концертов был вечер камерной музыки из произведений «Русских и чешских композиторов», состоявшийся в апреле 1913 года. Очевидно, концерт был не совсем по вкусу официальной публике и поэтому небольшая газетная рецензия с большим опозданием вышла лишь в приложении к местной газете спустя несколько дней после концерта. Автор её в очень лаконичной форме сообщает о выступлении солистки : «Успех г-жа Шестерикова - Аркас имела большой».
Несколько больше внимания автор уделил выступлению квартета, но и то ограничившись лишь упоминанием части исполненной программы : « Квартет Николаевского отделения РМО по отзывам музыкантов, считается одним из лучших в «провинции»,- писал автор рецензии.- Квартет успел отлично сыграться и исполняемые произведения проходят с хорошим ансамблем. Исполнены были струнные квартеты Дворжака и Сметаны. Произведения чрезвычайно трудные, как технически, так и по глубине содержания ( особенно Сметаны). Оба квартета прошли с хорошим ансамблем, а некоторые части с большим подъёмом и очень понравились публике ».
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Имя Карбульки было довольно широко известно в кругах музыкальной общественности страны первой трети нынешнего века, особенно на Украине. Знавшие его видные музыканты отзывались о нём с большой симпатией и уважением. По свидетельству одного из бывших учеников Карбульки, а затем
Л.С. Ауэра, А. Лукацкого, выдающийся скрипач и педагог, профессор Петербургкой консерватории Ауэр тепло отзывался о Карбульке, с которым он был знаком, как с одним из учеников Иоахима, а также по встречам и совместным выступлениям с квартетом и городским симфоническим оркестром Одесского
отделения РМО во время приездов Ауэра на концерты в Одессу. В одном из писем А. Лукацкий писал :
« Он ( Карбулька- Е.Ф. ) был прекрасным скрипачом, он учился у Иоахима, о чём мне лично в своё время говорил Ауэр, очень тепло о нём отзывавшийся ».
О деятельности Карбульки писал известный советский искусствовед И.М. Ямпольский. В его книге «Давид Ойстрах» читаем : « В Одессе ( в начале нынешнего века –Е.Ф. ) работали знаменитый скрипач-виртуоз Я. Коциан, педагог и композитор И. Карбулька, у которого учился Столярский и многие другие »
Карбулька был одним из тех музыкантов, которые приехали работать в нашу страну по зову сердца. И он без остатка отдал его делу строительства и процветания музыкальной культуры нашей Родины, во имя укрепления и развития традиционной дружбы братских народов России и Чехии.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
О патриотических чувствах Карбульки, о его гражданственности и преданности своей второй Родине красноречиво говорят следующие события. На летние каникулы после 1913-1914 учебного года Карбулька уехал навестить родных в Чехии, где он уже несколько лет не был. Там его застала
I мировая война, разразившаяся в июле 1914 года.
В числе других русских поданных Карбулька был интернирован в качестве военнопленного. Приближался учебный год и Карбулька, не находя себе места, посылал одно за другим письма в Николаев, в дирекцию отделения РМО, с просьбой организовать подготовку к новому учебному году, заменить его на посту директора, назначить на этот пост инспектора училища, в общем, сделать всё
необходимое для того, чтобы обеспечить подготовку училища к учебному году. Но его письма пропадали в пути. Не получая ответа на них, Карбулька волновался ещё больше. В отчаянии он посылал письма кружным путём через Данию, Испанию и Италию. Наконец, некоторые из писем дошли по адресу. Благодаря им мы и узнаём о его волнениях, переживаниях и мытарствах в плену, о высоком чувстве долга и ответственности перед коллегами по работе и учебным заведением,
об ответственности педагога, директора и гражданина. А письма эти сохранились случайно.
Николаевская общественность, в особенности её музыкальная часть, была очень обеспокоена отсутствием вестей от Карбульки. Многочисленные запросы в Главную дирекцию РМО оставались без ответа. И когда в октябре 1914 года дирекция николаевского отделения РМО получила от Карбульки первое письмо, оно, как и следующее, полученное в ноябре было опубликовано в местной газете, вероятно, с целью ознакомления с его содержанием как можно более широких кругов городской общественности. В письмах Карбулька сообщал, что несколько раз пытался выезжать в Николаев.
Но что ему это не удалось. Он писал, что в связи с проявляемой им активностью и требованиями разрешить ему выезд в Россию, австрийские власти, хозяйничавшие тогда в Праге, посадили его в тюрьму. В письме на имя председателя дирекции николаевского отделения РМО Л.Г. Ратнера Карбулька писал : « Ваше милое письмо от 6-го октября получил и сердечно благодарю. Не можете себе представить, как я обрадовался, получив Ваш ответ, ибо потерял уже всякую надежду, тем более, что теперь очень трудно послать или получить письмо из России и дальше... Какая ирония судьбы! На моей бывшей родине в золотой Праге- попался в тюрьму. Но я горжусь! Я счастлив, что мог хотя малую жертву принести для новой Родины- России! »
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В июле 1915 года Карбульке удалось вернуться в Николаев. И снова, в сложных условиях военного времени он проявляет неутомимую энергию : добивается помещения для занятий учебного заведения (основное здание было отобрано для военных нужд), продолжает организовывать камерные и симфонические концерты, сам с успехом принимает участие во многих из них.
В трудные годы гражданской войны и военной интервенции Карбулька , вместе с другими педагогами училища, такими же труженниками, как и он, не покладая рук, трудился ради лучшей организации занятий в молодом советском учебном заведении. Благодаря повседневным стараниям и заботам педагогического коллектива учебного заведения, занятия в училище не прекращались ни на один день.
Ни отсутствие помещения в течение длительного времени, ни трудные для работы условия : выбитые в аудиториях стёкла, перебои с топливом, а иногда и полное его отсутствие, нехватка педагогов-ничто не могло помешать этим подлинным энтузиастам продолжать свою благородную миссию, которая по их глубокому убеждению, была необходима и учащимся , и красноармейцам, и матросам, и трудящимся Николаева, которые заполняли холодный, нетопленный зал музыкального училища, чтобы услышать великое всепобеждающее слово музыки, доставляющее всем им радость и приумножающее силы в великой борьбе за новый мир.
Органы молодой Советской власти высоко ценили талант и подвижничество Карбульки. Смерть его в феврале, тяжёлого для страны, 1920 года вызвала искреннее соболезнование и официальное сообщение в газете «Известия Николаевского Губернского революционного комитета», в котором сообщалось ,что «Внешкольный подотдел отдела народного просвещения с грустью оповещает о смерти талантливого работника на музыкальном поприще И.И. Карбульки».
В первые годы Советской власти Карбулька с новой силой развернул свою неутомимую деятельность. Вместе с другими передовыми музыкантами он организует лекции-концерты и концертные бригады, которые выступают перед рабочими, матросами и солдатами.
Известная украинская певица М.Г. Ростовская-Ковалевская , работавшая эти годы в Николаеве, писала в своих воспоминаниях : « Матросы и красноармейцы слушали в исполнении педагогов и учащихся Николаевского музыкального училища музыку Чайковского и Бородина, Глинки и Римского-Корсакова, а в 1919 году .... силами педагогов и учащихся была поставлена опера «Евгений Онегин». Общественность Николаева с восторгом приняла эту постановку».
С большой теплотой вспоминает она о деятельности в эти годы директора училища Карбульки.
С такой же искренностью вспоминают о нём и его работе ученики, коллеги и многочисленные любители музыки.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Много лет прошло со времени тех легендарных дней. Но не изгладилась и не должна изгладиться в памяти людей замечательная деятельность тех горячих и искренних сердец беспокойных и мятежных энтузиастов- первых строителей молодой советской культуры, которые своим самоотверженным,
а иногда и героическим трудом закладывали в провинции основы молодой советской музыкальной культуры, ставшей самой передовой и самой массовой в мире музыкальной стране «самых широких трудящихся масс».