Газета « Южная правда » 30 января 1972 года.
Е. Фишов
Преподаватель Николаевского
музыкального училища
А.Н. Скрябин в Николаеве
Заметки краеведа
Преподаватель Николаевского
музыкального училища
А.Н. Скрябин в Николаеве
Заметки краеведа
Читая как-то один из отчётов о выступлениях всемирно известного американского пианиста, лауреата Международного конкурса им. Чайковского Вана Клиберна, я узнал, что во время долгой и изнурительной концертной поездки по Америке, в которой он тогда находился, у него тяжело заболела правая рука.
С огромным напряжением играя последний концерт, он к концу первого отделения почувствовал, что теряет физическую возможность владеть рукой.
О болезни музыканта было известно публике , и она всячески поддерживала молодого артиста. Когда же играть ему стало невмоготу, он в растерянности повернулся к залу, как бы пытаясь извиниться за свою слабость. В ответ он услышал гром аплодисментов.
Растерянному пианисту захотелось поблагодарить публику, ответить людям взаимностью. И когда вспыхнули аплодисменты, Клиберн с изумительной одухотворённостью и душевной теплотой исполнил в совершенно замершем от изумления зале Ноктюрн для левой руки Скрябина.
Несомненно, в обширном репертуаре пианиста отыскалось бы и другое произведение для левой руки. Но он хотел своим исполнением не только сердечно поблагодарить сочувствовавших ему слушателей, но и выразить своё исключительное признание русской музыкальной культуре, так много давшей ему как музыканту и человеку.
Вспомнился этот эпизод, когда я перелистывал старые николаевские газеты с материалами о концерте в Николаеве Александра Николаевича Скрябина.Между прочим, среди исполненной в Николаеве программы, был и Ноктюрн для левой руки.
Можно представить себе восторг николаевских почитателей музыки, которым довелось 2 февраля 1914 года встретиться с гениальным художником звуков и
подлинным поэтом фортепиано. В нескольких номерах местной газеты публиковались материалы о жизненном и творческом пути композитора и его месте в современном музыкальном мире.
В одной из статей, посвящённых приезду Скрябина, автор её писал о выдающемся значении творчества художника : « Музыкальное творчество такого крупного и своеобразного таланта, как А.Н. Скрябин, вызывает повсюду в России и за границей огромный интерес, возбуждая горячие, иногда противоречивые толки, что происходит, без сомнения, не только потому, что он в своих исканиях, вызванных быть может особенной пытливостью ума и чрезмерной утончённостью чувств... как бы стал на сторону нового современного течения в музыке, а главным образом потому, что мы в лице его имеем дело с несомненным, большим и сильным, всеми признанным дарованием, которое следует иногда по ложному пути, но тем не менее яорко блистает благодаря своей глубине, искренности и непосредственности среди тех бездарностей, которые модными течениями прикрывают своё собственное ничтожество ».
В другой рецензии автор, давая исключительно высокую оценку фортепианному искусству Скрябина, исполнившего с блеском отдельные Этюды, Ноктюрн и Сонату №3,ор.23 , писал о впечатлении и приёме, оказанном Скрябину николаевцами, до отказа заполнившими зал городского собрания.
Около 60 лет прошло с того времени. За эти годы музыка Скрябина стала доступна не только поклонникам его искусства в нашей стране, но и далеко за её пределами. Музыка Скрябина шагнула через континенты, найдя путь к умам и сердцам всех истинных почитателей музыкального творчества.